Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Приемы многократного экспонированияПриемы экспонированияМногократно экспонировать черно-белые, цветные негативные и обращаемые кинофотопленки на один и тот же кадр можно практически любым фотоаппаратом. Труднее — фотоаппаратами-роботами с полной неотключаемой автоматикой, легче — простыми аппаратами с центральным затвором («Эстафета», «Искра», «Москва-2», «Любитель-166» и т. п.), так как в них, не переводя, пленку экспонировать можно многократно, при разных скоростях и диафрагмах. Чем крупнее формат, тем лучшие результаты можно получить. Одни приемы можно выполнить аппаратами только с центральным затвором, другие — вообще без аппарата, под фотоувеличителем в позитивном процессе. Приемов разработано много. Мы рассмотрим наиболее, на наш взгляд, простые, доступные для исполнения в любительских условиях. Для удобства назовем их так: фотограмма, черный бархат, эффект Сабатье, эффект разделения цветов.
Фотограмма, или люминограммаЭти приемы могут быть статичными или динамичными. Их можно применять на черно-белых, цветных негативных, диапозитивных пленках, на фотобумаге (контактным и проекционным способами). Статичная фотограмма, т. е. фотосилуэт, известна давно. Сегодня фотосилуэт широко применяется в науке и технике, в прикладном искусстве, в рекламе, при изготовлении плакатов. Теневое изображение может быть темным на светлом фоне или светлым на темном фоне; возможен и смешанный вариант. Для получения силуэта головы человека помещают за полупрозрачным экраном (большое матовое стекло, лист кальки на раме, матовая целлофановая пленка и т. п.), освещают контровым светом мощного источника, который должен полностью перекрываться объектом съемки (рис. 2). Чем ближе к экрану объект съемки, тем четче получится его изображение. Оптимальное расстояние между объектом и экраном равно 0,3—0,4 м. Выдержка определяется по светлым местам изображения. Снимать желательно на максимально контрастных материалах и обрабатывать их в контрастно работающих проявителях, например ФТ-41, ФТ-2, Д-11, А-71, рецептуру которых приводим ниже.
Фотографирование молний ночьюФотографирование молний ночью — разновидность люминограммы. Техника съемки почти та же, что и описанная выше. Наилучшие результаты можно получить, фотографируя через широкоугольные объективы. Аппарат устанавливаем на штативе под навесом, на балконе, в лоджии. Напоминаем, что если гроза над нами, то в целях безопасности нужно подождать, пока она не отойдет на 1 км и более. Линию горизонта выбираем низкую. В нижней части кадра размещаем ландшафт или строения (дома, в которых засветились огни), часть улиц или площадей и т. п.; всю верхнюю часть кадра отводим небу (неважно — чистому или с тучами) и ждем приближения грозового фронта. Пленка может быть любая. Оптимальная чувствительность 32—65 ед. ГОСТа, диафрагменное число от 2 до 11. Дело в том, что молнии фотографируют сами себя, и трудно угадать, какова будет интенсивность ее свечения и цвет, форма и место, где она вспыхнет. Поэтому-то и используем многократное экспонирование одного и того же кадра, фотографируем несколько электрических разрядов.
Эффект разделения цветовНа цветных негативных и диапозитивных кинофотопленках можно получить эффект разделенного трехцветного изображения объекта. Для этого последовательно через зеленый, синий и красный светофильтры трехкратно экспонируем один и тот же кадр — объект съемки, перемещающийся относительно неподвижного объектива аппарата. Суть эффекта заключается в том, что свет, идущий к пленке через разные светофильтры, создает три отдельных изображения в каждом слое, чувствительном соответственно к зеленой, синей и красной зонам спектра. Иными словами, создается псевдостробоэффект. Фотографировать можно одним из двух основных методов. При первом снимают медленно движущиеся объекты, а во втором — быстро перемещающиеся. На штативе закрепляем аппарат с центральным затвором.
Черный бархатДавно замечено, что черные матовые поверхности отражают очень мало падающего на них света. Черный бархат, например,— всего лишь 0,4 %. Если сфотографировать на черно-белую пленку освещенный черный бархат, негатив будет прозрачным, поскольку из-за ничтожно малого отражения света эмульсия сохраняет значительную часть своей чувствительности. Черный бархат считается идеальным не-актиничным фоном. Вместе с тем при трюковых съемках на цветную пленку в кинематографе часто применяют темно-синий фон. Отличные снимки можно получать, фотографируя на фоне большого пустого темного помещения или ночного неба в безлунную ночь при условии, что большие яркие звезды (Сириус, например) или планеты (Юпитер) не попадают в объектив, так как они могут оставить на негативе темные пятна, а при длительных выдержках —- даже полосы. Если воздух чистый, нет ни тумана, ни дыма, то темное пространство пустого помещения и ночное небо практически не отражают света вообще. Это и есть идеальный фон. Свойства неактиничного фона используются в фото-II кинематографии для создания разнообразных трюков, например съемка одного актера в качестве «двойников», людей и предметов в разных масштабах и т. п. При этом особое внимание следует обращать па соотношение яркости и тональности объектов, на направленность освещения и ракурсы. Фотографируя на фоне черного бархата, его необходимо полностью затенять; фон должен быть вне резкости. Наилучшие результаты получаются тогда, когда объекты значительно светлее фона, так как темные предметы сливаются с фоном. Если это условие игнорировать, то при печатании позитивов под увеличителем дополнительное пропечатывание изображения одежды и предметов, как правило, ведет к тому, что вместе с ними будет выявляться и сам фон. На отпечатках он будет не черным, а темно-серым. Перед съемкой сюжета со специальными эффектами целесообразно сделать эскиз будущей фотографии, продумать композицию кадров, определить масштабы изображения людей и предметов, количество и мощность источников света, их расположение.
Эффект СабатьеВ 1850 г. было открыто явление локальной полной или частичной потери чувствительности в тех участках фотографической эмульсии, на которые падал свет во время первого экспонирования. Это произошло после того, как пленку, экспонированную один раз, в темноте проявили, промыли и, не фиксируя, высушили. В кинематографии это явление называют мокрой блуждающей маской, или маской-изображением, а в фотографии — эффектом Сабатье. Мокрой маску называют потому, что для ее образования обязательно промежуточное проявление отснятой пленки, а блуждающей — так как, в отличие от неподвижных силуэтных масок (каше), эта маска являет собой само изображение на негативе, полученное при первом экспонировании. Такую маску-изображение при повторном экспонировании высушенной пленки можно проектировать, т. е. накладывать на другое изображение, на любой пейзаж, рисунок, чертеж и т. п. На конечном негативе другое изображение не будет видно через первое, если придерживаться несложных, но обязательных условий съемки и обработки пленки.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |