Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Фотоаппарат » Как снимать фотоаппаратомУстановка аппарата и наведение на фокусВнимательно вглядевшись в снимаемый объект и выбрав место, с которого он рисуется в наиболее выгодном свете, приступайте к установке аппарата. Для этого пригодна любая подставка. В домашнем обиходе мы пользуемся, например, двумя поставленными друг на друга табуретами. При съемках во время экскурсий мы употребляем штатив от обыкновенного аппарата. В том и в другом случае мы просто ставим аппарат на подставку. При той толщине и прочности основания камеры, которые указаны в описании, возможно привинчивание камеры к штативу так, как это делается со всяким аппаратом. Снимать прямо с рук без моментального затвора и не пытайтесь: как бы крепко вы ни держали аппарат, все равно ваши руки хоть немного дрожат, и снимок окажется испорченным. При установке важно позаботиться о том, чтобы аппарат не был заметно выше или ниже снимаемого объекта, а также и о том, чтобы удобно было с ним обращаться. Так, например, если вы, фотографируя сидящего на стуле человека, поставите аппарат, скажем, на обыкновенную табуретку, то, во-первых, при наведении на фокус вам придется садиться на пол, а, во-вторых, объектив окажется примерно на уровне колен фотографируемого, и вы получите на снимке уродливую фигуру. Установив аппарат, начинайте наводить на фокус. В этот момент лучше всего убирать из объектива диафрагму и наводить на фокус при полном отверстии объектива. Вам, как и всякому фотографу, придется при этом покрывать голову и аппарат куском темной материи, платком или просто собственной курткой. При наведении на фокус прежде всего необходимо обращать внимание, помещается ли намеченный вами для съемки предмет или картина на матовом стекле. Если не помещается, это показывает, что вы с аппаратом поместились слишком близко к снимаемому объекту; нужно несколько удалиться. Напротив, если снимаемый объект на матовом стекле оказывается слишком мелким и занимает только небольшую часть будущего снимка, это значит, что вы с аппаратом расположились слишком далеко; вам необходимо придвинуться ближе.
Значение фотографииЗанятие фотографией у многих превращается в пустую забаву. Это, конечно, очень печально. На фотографию нужно смотреть иначе. Просмотрите иллюстрированные журналы и подумайте над тем, как много они нам дают именно благодаря фотографии. Вот я, сидя где-нибудь в далекой глуши, рассматриваю ряд фотографий, сделанных в полярных льдах участниками экспедиции на „Красине"... Я никогда не был в этих местах, но я вижу и участников экспедиции, и их удивительный корабль, и те места, в которых они были, и людей, которых они спасли, и даже то, как они их спасли, и т. д. Вместо того, чтобы читать длинные описания и на основании этих описаний с трудом рисовать себе смутные картины этого героического плавания, я, просмотрев ряд фотографий, ясно и отчетливо вижу то, что описать словами невозможно. Фотография дает нам возможность заглянуть во все уголки мира и видеть все замечательные события с такой же почти ясностью и отчетливостью, как будто мы там побывали. Фотография позволяет каждому из нас показать всем то, что мы видели.
Что можно снимать при помощи описанного здесь самодельного аппаратаВсе, за исключением движущихся вблизи аппарата предметов. Описанный здесь аппарат не обладает приспособлением для моментальной съемки; он дает возможность снимать только с выдержкой; поэтому все движущиеся предметы и явления фотографировать при помощи описанного аппарата нельзя. Впрочем, в последней главе мы даем указания, как возможно и нетрудно приготовить и приспособить к нашему аппарату моментальный затвор, который позволит вам фотографировать и движущиеся предметы.
ОсвещениеФотоаппарат в переводе значит светоаппарат, фотография — светопись. Уже эти названия показывают, что свет и освещение в деле фотографирования играют огромную роль. Чтобы получить хороший снимок, необходимо, чтобы снимаемый предмет был хорошо освещен. В сумерки и в туман хороших и ярких снимков вы не получите. Но имейте в виду, что в полдень, когда солнце стоит почти над головой, и когда мы имеем наибольшее количество света, фотографии пейзажей, зданий и т. п. получаются недостаточно яркими; происходит это потому, что все фотографируемые предметы оказываются освещенными преимущественно сверху, а их боковые поверхности находятся в густой тени Летом лучше всего снимать или утром, часов до 10 или во вторую половину дня с 2 — 3 часов. В огромном большинстве случаев следует избегать фотографировать против света: во-первых, если вы будете фотографировать так, что солнечные лучи могут попасть в отверстие объектива, снимки получатся неудачные; во-вторых, если вы фотографируете против света, то, следовательно, фотографируемые предметы освещены сзади, и на фотографии получится затененная их сторона; в подобных случаях обычно получаются снимки, напоминающие силуэты без подробностей, без деталей.
Диафрагмирование. Время экспозиции. СъемкаТеперь вы подошли к очень ответственному моменту: какую ставить диафрагму и какой продолжительности применить выдержку, т. е. на сколько секунд открыть объектив. Если моментального затвора нет, выгодно применить выдержку в несколько секунд, скажем: 3, 5, 7. Очень короткая выдержка, например, в одну секунду или в полсекунды, неудобна, так как, открывая и закрывая объектив рукою, трудно точно отмерить такой промежуток времени: вы чуть-чуть задержались, а оказывается, вы вдвое увеличили время экспозиции. При выдержке в 5 — 7 секунд это уже невозможно: такое время вы можете отмерить по часам или по выверенному отсчету; если при этом вы опоздаете на целую секунду, то этим опозданием вы увеличите время экспозиции только лишь на 1/5 или 1/7 по сравнению с намеченным Казалось бы поэтому, что выгоднее снимать с большей выдержкой. Но это тоже не всегда удобно: человеку трудно просидеть перед аппаратом совершенно неподвижно в течение 15 и даже 10 секунд. В этом случае выгодна самая короткая выдержка, так как, чем короче экспозиция, тем легче добиться неподвижности снимаемых предметов. Учитывая все это, вы можете регулировать время экспозиции при помощи различных диафрагм. В самом деле, время экспозиции главным образом зависит от двух обстоятельств: 1) от силы света и 2) от величины отверстия, через которое на фотопластинку попадает свет. Первое обстоятельство, силу света, мы в обычных условиях изменить не можем: в комнате сила света гораздо меньше, чем под открытым небом; при облачном небе сила света гораздо меньше, чем при ярком солнечном освещении, и т. д.
Обработка полученного снимкаЧтобы понять, к чему должна сводиться дальнейшая работа над полученным снимком, необходимо представить себе сущность того процесса, который произошел во время съемки, т. е. в то время, когда мы на несколько секунд сняли крышку объектива и тем самым отбросили на светочувствительную пластинку изображение фотографируемого предмета. Вероятно вы не раз замечали, что многие предметы от сильного освещения меняют свою окраску: газетная бумага, оставленная в течение лета на сильном солнечном свету, желтеет; многие окрашенные в различные цвета материи на солнце выцветают и т. д. Большинство веществ, в состав которых входит серебро, от света чернеет очень быстро. Одним из таких веществ является часто употребляемое в медицине азотнокислое серебро, или ляпис: если раствор ляписа попадает на книгу или на бумагу, то на свету это место довольно быстро почернеет. Есть вещество, называемое бромистым серебром; оно даже от слабого света чернеет почти моментально. Вот эти вещества, представляющие собою химические соединения серебра, и употребляются в фотографии. Фотопластинки представляют собою стеклянные пластинки, покрытые на одной стороне тонким слоем желатины, пропитанной бромистым серебром. Самый слабый свет в течение нескольких секунд и даже долей секунды изменяет бромистое серебро.
Печатание снимковНегатив высох. Можно приступить к печатанию снимков. Для этого нужна бумага, покрытая светочувствительным веществом. Мы рекомендуем вам печатать на аристотипной бумаге (см. в приложении). Работа с ней не требует темной комнаты: ее можно вынимать, накладывать на негатив и т. д. в обыкновенной комнате; нужно только все это производить не у окна и не подвергать ее непосредственному освещению солнцем, а где-нибудь в более затененном углу. Работа с аристотипной бумагой удобна еще и тем, что сразу получается не скрытое, а видимое изображение, при этом вырисовывается оно довольно медленно, и вы совершенно спокойно можете следить за ходом печатания. Для печатания снимков, или, как говорят, копирования, употребляются особые копировальные рамки. Рамка эта устроена так, что вы можете положить в нее негатив, а на негатив—светочувствительную бумагу, которая при помощи особых пружин прижимается к негативу. Если вы выставите все это на свет, то произойдет следующее: в тех местах, где негатив более прозрачен, в этих местах свет сильнее будет проходить через него, а следовательно в этих местах он будет сильнее действовать на бумагу и последняя почернеет; напротив, через черные места негатива свет не будет попадать на бумагу, и последняя в этих местах останется белой. В результате получится изображение, противоположное негативу, т. е. соответствующее действительности: светлые места на фотографируемом предмете окажутся светлыми и на бумаге, и наоборот темные места—на бумаге тоже будут темными. Такое изображение называется положительным, или позитивным изображением.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |