Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Фотомонтаж и эффект насадкиЭффект-насадкиВ съемочной практике художественной фотографии нередко возникает необходимость повысить эмоциональную выразительность снимка. Для этой цели создан арсенал технических средств, среди которых значительное место занимают разнообразные насадки для объективов. Крепят их обычно в оправе светофильтров, но такую оправу можно изготовить самостоятельно из картона, кожи, дерматина, пластиков, соединяя детали эпоксидным клеем. Если у фотолюбителя уже есть компендиум, то эффект-насадки можно крепить в боковых вертикальных пазах.
Рис. 20. Черная сдвижная шторка перед объективом аппарата, перекрывающая часть кадра, для съемки одного человека в роли «двойников» на разных фонах. Этот способ предложил А. Ульман (ГДР) в книге «Фототрюки».
Эффект-насадки на объектив фотоаппаратаЕсли нам нужно сфотографировать яркие белые облака на синем небе и нет с собой ни красного, ни оранжевого (черно-белый вариант), ни поляризационного (черно-белый и цветной варианты) светофильтров, то их с успехом заменит оттенитель облаков. Делают его из черного картона или бумаги, как показано на рис. 21, а, и надевают на переднюю линзу объектива. Зеркальная камера сквозного визирования позволяет контролировать степень затенения, эффективность и эффектность данной насадки. Свободно скользящее в круглой оправе кольцо позволяет поворачивать зубчики оттенителя на нужный угол, поскольку нередко облака располагаются под углом к линии горизонта, краю леса или горного кряжа. Обычно оттенитель облаков прикрывает четвертую или даже третью часть объектива.
оттенитель облаков из черной светозащитной бумаги (а); множительная призма, трансформирующая объект в пять одинаковых изображений (б), сетка в рамке с вырезом— эффекг-насадка «Звезда» (о) эффект-насадка «мозаичный фон» из черной светозащитной бумаги с круглыми, равномерно расположенными отверстиями (г)
Фотографирование через эффект-насадкиИзвестно, что в результате прохождения лучей света через клинообразную. щель или маленькое круглое отверстие возникает дифракция световых волн. В практике художественной трюковой фотографии это явление используется в эффект-насадках и эффект-масках. Они применяются для композиционного выделения главного в кадре, для придания большей эмоциональной выразительности снимку, например для образования, как уже говорилось, «звездных» лучей, идущих от Солнца и от ярких ночных огней, а также для размывания фона, придания ему мозаичной структуры или формы. Желаемый эффект достигается поворотом светофильтра по часовой стрелке или против нее, так, чтобы яркий источник света сперва находился в центре кадра (рис. 22).
РастрыРастры обычно используют при печати копий на фотобумаге. Они могут значительно видоизменить снимок, сместить смысловой акцент. Технология их применения такова. На один и тот же лист фотобумаги выбранного нами формата, например 24 X 30 см, последовательно под увеличителем экспонируют избранный сюжет и структуру растра (крупное «зерно», симметричный рисунок, текстуру материала и т. и.), как показано на рис. 23. Если, скажем, экспонировать на бумагу пейзаж и растр-негатив в виде косых черных штрихов, то на окончательном снимке получим пейзаж с косо падающим белым снегом. С помощью многократной экспозиции на негатив или слайд можно последовательно снять структуру растра, черные силуэты деревьев и красное заходящее солнце. Этот метод позволяет воссоздать действительность по своему усмотрению из разных фрагментов, т. е. осуществить фотомонтаж, о чем детальней речь пойдет дальше.
ФотомонтажСоединяя несколько разных фотографий или их фрагментов, рисунков, можно создать новую, целостную по смыслу и форме картину —- фотографический монтаж. Это также метод (или способ) изготовления комбинированных фотографических изображений. Он помогает значительно расширять возможности художественной, прикладной, документальной и других видов светописи. С художественно-эстетической стороны у него есть свои специфические особенности: он позволяет смещать зрительный центр фотокомпозиции даже за границы готового кадра, сдвигать смысловые акценты; ему присущ скрытый смысл, т. е. подтекст, символика, гипербола и метафора, лаконичность формы, нередко преднамеренная деформация объекта первой съемки, нарушение пропорций предметов и их масштабов, лапидарность стиля сопроводительных текстов, обратная перспектива (монтажи А. Житомирского, В. Корецкого, Дж. Хартфильда).
Техническая основа фотомонтажаТехническая основа монтажа — комбинированный контактный или проекционный перенос фотографических изображений с разных негативов (диапозитивов) на одну общую основу. Методик разработано много, рассмотрим, однако, наиболее доступные: механический монтаж, проекционный, контактный, композитный. Сначала нужно придумать и продумать сюжет, сделать эскиз, схему или планшет будущего фотомонтажа. Это значительно облегчит работу в дальнейшем, будет содействовать рождению новых идей, подскажет неожиданные интересные решения. Наиболее простой способ изготовления монтажа — механический. Он заключается в вырезывании и подклеивании определенных сюжетно важных частей фотографии или же целых фотографий на общую фотографию или рисунок-основу. Такой монтаж называют плоским. На нем нередко дорисовывают искусственные тени, в результате чего получается монтаж объемный, или макетный. В проекционном способе под увеличителем печатают на общую основу изображения нескольких негативов (слайдов) последовательно или, сложив их вместе, с масками и контрмасками. Сложность — в подборе правильных локальных экспозиций, что определяется путем проб и соответствующих отметок в эскизе (планшете). Этот способ позволяет впечатывать в пейзаж облака, в интерьеры — изображение людей, снятых в разное время в разных местах и объединенных в одной фотографии.
Монтажная фотокомпозицияК монтажной фотокомпозиции предъявляются такие требования: простота зримой архитектоники, лаконичность при раскрытии темы, доходчивость и лапидарность текстов. Не следует перенасыщать конечное изображение второстепенными деталями, которые могут отвлекать внимание зрителя от главной идеи. Коллаж с текстом довольно часто строится по принципу парадокса, что имеет место в политической сатире, в злой карикатуре. Парадокс заключается в несоответствии фотографического изображения сопровождающим его текстам, т. е. зрительный ряд значительно трансформируется подтекстом. Нередко используется и такой прием, как умышленное несоответствие второстепенного главному, фона — переднему плану.
Фотомонтаж «Бахчисарайские минареты ночью» выполнен из двух изображений. Луны, снятой объективом МТО-500 (формат черно-белого негатива 24X36 мм), и внутреннего дворика резиденции бывших владык Крыма Гиреев, снятого днем, в августе, около 17 ч объективом «Индустар 61 Л/3 2,8/50 мм» (цветной слайд на пленке «Орвохром» UT-18 форматом 24X36 мм). С цветного слайда контактом на пленке МЗ-ЗЛ сделаны черно-белые негатив и пленочный позитив. Оба сложены вместе, эмульсия к эмульсии. Контуры изображений относительно друг друга сдвинуты с таким расчетом, чтобы при печати под увеличителем на фотобумаге «под ночь» образовалась тонкая белая кайма, имитирующая освещение зданий светом Луны. При печати этого изображения применялась черная маска-круг на тонкой проволочке для экранирования от света увеличителя того места на бумаге, куда было задумано позже впечатать изображение Луны. Экспозиция измерялась локально: а) для неба;
б) для зданий;
в) для лунного диска.
Обработка негативов при фотомонтажеВ фотографической практике нередко возникает необходимость использовать для монтажа снимки резкие, проработанные в тончайших деталях, с плавными переходами в полутонах. Негатив для таких снимков нужно обрабатывать в особомелкозернистых выравнивающих проявителях. Проявляющее вещество, сильно дробящее зерно, в 1930 г предложили немецкие химики А. Редделейн и Г. Миллер. Вскоре в продаже появился проявитель «Атомал Агфа» (Германия), позднее — его аналог «Промикроль Мэй и Бэйкер», а в нашей стране после 1945 г.— «Ортомикроль». В ГДР в настоящее время выпускается более усовершенствованный аналог — «А-49 Орво». Опыты показали что N-бета-гидрооксиэтилортоаминофенолсульфат с успехом может (для эмульсий «Фото-250», «Фото-32») заменить и метол и фенидон в сочетании с глицином. Свежеприготовленный проявитель с оригинальным веществом имеет слабую песочную окраску, работает медленно и мягко, примерно в 1,5 раза снижает чувствительность эмульсии. Проявитель-аналог с метолом или фенидоном и глицином чувствительности не снижает, а негативы дает с такой же тонкой проработкой.
Известный венгерский фотограф-художник Й. Дулович предложил рецепт более простого проявителя, обладающего почти такими же свойствами, как и «Атомал» Метол (марка А), г 4,8 Сульфит натрия безводный, г 90 Метабисульфит -калия, г 6,4 Вода до объема, мл 1000
Метод точной маскиПри изготовлении сложных монтажей нередко возникает необходимость совмещать изображения достаточно сложных конфигураций путем наложения одного на другое. Это требует точного маскирования и обычно проводится на дубль-позитивах и дубль-негативах. Удобны в работе стеклянные фотопластинки «Изоорто» чувствительностью 11— 20 ед. ГОСТа/ИСО, форматам от 9X12 до 30X40 см, с которыми можно работать при неактиничном красном лабораторном освещении. Исходный негатив или диапозитив закладывается в рамку фотоувеличителя, и его изображение печатается на пластинку, как на фотобумагу. Выдержка подбирается путем проб; она зависит от плотности изображения, степени увеличения и обычно бывает в границах 10 с 2 мин. После проявления, закрепления, промывки и сушки следует обработка лаками. Чтобы при работе предохранить эмульсию пластинки от механических повреждений, пластинки после фиксирования целесообразно обрабатывать в формалиновом дубителе. Подбирая пластинки различной контрастности, проявители разных составов, применяя разные способы обработки, можно в широких пределах изменять тональные соотношения сюжетов, которые составляют конечное изображение — фотомонтаж.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |