Химия для фотографа |
Профессиональному фотографу » Секреты фотосъемки » Макрофото. Микрофото. СтереофотоМакрофотографияВ поле или в лесу, в горах или на берегу моря, а нередко на работе или дома может возникнуть потребность сфотографировать крупным планом мелкие объекты: минералы, кристаллы, насекомых, биологические препараты, детали механизмов, микросхемы, цветы, рисунок ткани в пределах масштабов от 1:10 до 20:1, т. е. от 10-кратного уменьшения объекта на негативе до 20-кратиого его увеличения.
Наиболее удобны для макрофотографии аппараты двух типов: 1) «гармошки» с двойным и тройным растяжением меха, съемными кассетами для плоской и роль-пленки и съемными объективами;
2) «зеркалки» с набором объективов и встроенным экспонометром (рис. 11). Аппараты с жестко закрепленным объективом фотисной конструкции (с дальномером) для этих целей практически малопригодны из-за необходимости проведения расчетов, подбора насадочных линз. К тому же в результате получаются изображения невысокого качества.
Зависимость времени экспонирования от масштаба изображения при макросъемкеНегативные насадочные линзы удлиняют фокусное расстояние объективов, что позволяет снимать объекты в более крупном плане, с ощутимо более крупным изображением на пленке. Интересно, что удлинение фокусного расстояния объективов при неизменном формате кадра уменьшает их угловое поле и светосилу. И напротив, положительные насадочные линзы сокращают фокусное расстояние объектива, увеличивают их угловое поле, а также светосилу. Однако в обоих случаях коррекция объективов, вызванная применением насадочыых линз, ухудшает качество изображения. Это связано с формой насадочных линз, усилением астигматизма и аберрации. Даже без насадочных линз при макросъемке эти явления усиливаются. Причин тому немало. При съемках крупным планом с близких расстояний глубина резко изображаемого пространства для стандартных объективов составляет всего 10— 13 мм. Для ее увеличения любители нередко диафрагмируют объектив до предела (как правило, это 1 : 22). Вместе с тем опытным путем установлено, что фотографические объективы с фокусным расстоянием 50—60 мм («Индустар 61 Л/3», «Гелиос-44-2» и др.) целесообразно диафрагмировать только до значений 5,6—8; при 75—90 мм — до 11—12,5; 100—135 мм — до 12,5—16. Хотя диафрагменные числа 16, 22 и меньшие дают большую глубину резко изображаемого пространства, они вызывают усиление дифракции, что снижает общую резкость и ухудшает цветопередачу на цветных пленках.
МикрофотографияСъемка в масштабе свыше 20 : 1 считается микрофотографированием; аппарат можно присоединить практически к любому микроскопу. Механическая и оптическая системы и схемы для микросъемок изображены соответственно на рис. 12 и 13. Механическая система состоит из мало- или сред неформатного фотоаппарата, переходного тубуса, соединяющего аппарат с микроскопом, самого микроскопа с набором объективов, светофильтров, конденсора, зеркала и источника освещения предмета съемки. Объективом аппарата является один из объективов микроскопа. Вся система устанавливается на столе или иной основе, исключающей толчки при экспонировании. Затвор спускают при помощи тросика. И при этом виде съемок наиболее удобны «зер-калки». Однако при наличии только дальномерного аппарата (чаще всего применяют «Зоркий», «Киев-4») между фотоаппаратом и микроскопом укрепляют специальный переходной тубус — микрофотонасадку с перекидной призмой.
Резкость изображения объекта при микрофотосъемкеПростейшее и одно из мощнейших освещений — это солнечный «зайчик», с которым трудно конкурировать даже дорогим ртутно-кварцевым лампам. Если любитель собирается фотографировать препарат на цветную негативную или обращаемую пленку, то не просто найти лучший источник света, так как цветовая температура пленок как раз и сбалансирована на среднее дневное солнечное освещение (5600 — 6500 К). Если же съемка идет на черно-белую пленку, то спектральный состав лучей источника освещения существенного значения не имеет, и препараты можно освещать лампой диапроектора типа «Этюд», дающей узконаправленный пучок яркого света.
СтереофотографияМногие, без сомнения, замечали, что один и тот же предмет выглядит несколько по-разному при рассмотрении левым или правым глазом. Но в нашем сознании эти два изображения воспринимаются как одно трехмерное, или объемное, изображение. Из демографических и статистических обмеров известно, что расстояние между зрачками, или оптическими осями левого и правого глаза, составляет от 60 до 75 мм; в среднем оно равно 65 мм, или 0,25 наименьшего расстояния четкого видения, например текстов. Чем больше базис, тем сильнее стереоэффект. Практически этот эффект человек начинает ощущать с расстояния 3—6 см от глаз, до 1500 м на равнине, а на море и в горах (если стоять на возвышении) — до 4 км. Если расстояние до предмета наблюдения весьма значительно (Луна, звезды), то оба глаза видят одинаковую картину — необъемную, плоскую. На обычных негативах, слайдах и позитивах изображение двухмерное и воспринимается как плоское. Для того чтобы создать впечатление объемности, нужно знать и применять способы передачи объемности натуры на фото: учитывать схождение линий (например, уходящее вдаль полотно железной дороги), постепенное уменьшение масштабов изображения, воздушная дымка и т. п., т. е. прибегать к композиционным ухищрениям. Кроме того, необходимо иметь два обычных негатива, напечатать с них две фотографии так, будто бы мы рассматривали объект съемки отдельно сначала левым, а затем правым глазом.
Аппаратура и особенности съемки стереофотоНаша промышленность выпускала для стереосъемок специальный аппарат «Спутник», рассчитанный на роликовую широкоформатную пленку. На одной катушке можно снять шесть стереопар (2X6X6 см) или 12 обычных снимков (6X6 см). Этот аппарат представляет собой две камеры «Любитель», размещенные в одном корпусе из пластмассы с общим видоискателем. Центры оптических осей объективов параллельны друг другу, стереобаза равна 65 мм, затворы и диафрагмы работают синхронно, пленка переводится одновременно на два кадра.
Стереоаппарат можно смонтировать и самому из двух одинаковых фотоаппаратов типа «Смена», «Зенит», «Любитель», «Искра», «Салют-С» или «Киев-88», закрепив их на общем кронштейне и приделав рычаг одновременного спуска обоих затворов (рис. 14). Рис. 14. Пример крепления для синхронной стереосъемки двух фотоаппаратов (6Х 6 см) с однотипными объективами, но разными конструкциями затворов (шторный и центральный) и разными системами наводки на резкость (зеркальная и фотисная):
А — тросик для синхронного спуска затворов; Б — базис.
Стереоскопы, приборы с двумя одинаковыми окулярамиДля демонстрации стереопар предназначены стереоскопы, приборы с двумя одинаковыми окулярами (или простыми линзами) и зажимом для стереопары: фото или слайды (рис. 17). Выпускаются также стереоскопы Для демонстрации слайдов на большом экране — стереопроекторы. Они имеют две независимые оптические системы, два одинаковых проекционных объектива, приспособление для синхронного фокусирования обоих изображений. Для того чтобы разделить наблюдение или рассматривание изображения левым и правым глазом, существует несколько приемов, среди которых широкое распространение получили метод (или способ) анаглифов и поляризация.
Рис, 17. Строение стереоскопа:
1 — корпус; 2 — окуляр; 3 — разделительная планка; 4 — рамка для закрепления стереопары фотографического изображения.
|
Опрашиваем фотографов Популярные материалы |